Средства обучения и воспитания

Средства обучения и воспитания являются важным компонентом образовательного процесса и
элементом учебно-материальной базы МБДОУ. Являясь компонентом учебно-воспитательного
процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты цели, содержание, формы, методы.

Средства обучения - это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной
природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации
· и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей
обучения, воспитания и развития.
В ДОУ имеются следующие средства обучения :
• печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие
тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);
• электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедиа мультимедийные
учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные
энциклопедии и т.п.);
• аудиовизуальные (презентации, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы,
учебные фильмы на цифровых носителях;
• наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные
доски);
• демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды);
• учебные приборы (компас, барометр, осадкомер, снегомер, солнечные часы, ветряной
рукав, флюгер, микроскоп, колбы, и т.д.);
• тренажёры и спортивное оборудование ( гимнастическое оборудование, спортивные
снаряды, мячи и т.п.).
Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные
аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные
ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее
эффективным средством обучения и воспитания.
Принципы использования средств обучения:
• учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
• гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и
современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание,
поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы
восприятия в образовательных целях;
• учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности
и т.д.);
• сотворчество педагога и обучающегося;
• приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения
образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям
реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как
1
совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих
эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность
организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной
......... ,...qa. деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению Программы, но и при
проведении режимных моментов.
Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей.
Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор
средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая,
продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудавая, музыкально­
художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей

степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а
также с целью активизации двигательной активности ребенка.
Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим,
педагогическим и эстетическим требованиям.
Для всестороннего развития детей в каждой возрастной группе имеются дидактические
средства: альбомы, художественная литература, дидактические игры, различные сюжетные
игровые наборы и игрушки. ;
Специально оборудованная развивающая среда создана во всех группах детского сада.
Изолированные тематические уголки и зоны: игровая, продуктивная, познавательно­
исследовательская, коммуникативная и т.д.

Для формирования математических представлений имеются демонстрационные и
раздаточные материалы для обучения счету, количеству, развитию представлений (схемы,
плакаты), временных представлений (часы, календари) и пр.
Для конструктивной деятельности: крупный (напольный) и мелкий (настольный)
строительные материалы, деревянные, пластмассовые, конструкторы: «Лего», металлические,
деревянные и пр.
Для развития речи и речевого общения: наборы книг, картин, развивающие игры, схемы для
составления рассказов, фланелеграф, ширма, разнообразные виды кукольного театра, аудио- и
видеоаппаратура, телевизор, энциклопедии и пр.
1
Для развития игровой деятельности: наборы мягкой мебели, игры и игрушки для сюжетно­
ролевых игр (с учетом гендерного подхода): («Кухня», «Столовая», «Больница», «Магазин»,
«Пожарные», «Инспектор ДПС», «Школа» и др.), для подвижных игр (маски, дополнительный
материал), дидактических игр.
Для познавательной деятельностив группах созданы исследовательские уголки, где имеются
дидактические пособия и игры, познавательная литература, энциклопедии, карты, схемы.
Для физического развития в группах оборудованы физкультурно-оздоровительный
центры (спортивные уголки в группах) , в которых имются: массажные коврики для стоп, ·
ребристые дорожки, обручи, мячи разных размеров, скакалки, кегли, малый,кольцеброс, мяч
баскетбольный, атрибуты для подвижных игр. Все материалы соответствуют экологическим и
гигиеническим требованиям.
Игровые площадки оснащены :столиками для игр и занятий; растет множество видов
деревьев, цветущие кустарники, разбиты цветники.
Коллектив ежегодно облагораживает игровые площадки, пополняя новыми постройками
и малыми архитектурными формами для активной физической деятельности
воспитанников.
Материалы и пособия, предназначенные детям, доступны и функциональны, обеспечивают
необходимые условия для самореализации.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».